Русских Анатолий Тихонович

Скромный гениальный пейзажист с неповторимым индивидуальным почерком, посвятивший свой творческий путь воспеванию природных красот Северной Удмуртии.

Биография

Дата рождения: 30 июля 1937 г.

Дата смерти: 14 ноября 2012 г.

За этими датами скрывается насыщенная творческая жизнь. Увлечение живописью началось еще в школьные годы. Художник вспоминал, как на одном из уроков, учительница увидела свой портрет в тетради подростка. Он отличался значительной схожестью с оригиналом, а оригинал славился тяжелым характером, поэтому вердикт был суров: не приходить без родителей. Выгнанный с уроков, Анатолий посвятил появившееся время рисованию окрестных пейзажей и нарисовал «Аленушку» Васнецова.

Возможно, столь бурная реакция первого критика привела к тому, что Анатолий Тихонович стал сомневаться в своих способностях. Чтобы быть ближе к искусству, закончил художественно- графический факультет педагогического института и стал учителем рисования. Все изменилось в 1974 г., когда Русских был отправлен в творческую командировку в Вышний Волочек. Пребывание на академической даче имени Ильи Репина стало настоящим прорывом таланта. По словам художника, у него было такое ощущение, что первую часть жизни он копил в себе наблюдения, замыслы и впечатления, а сейчас это все снесло плотину и хлынуло широким потоком. Немало влияния оказала окружающая природа – дача располагалась на плотине реки Мста, которая была возведена в эпоху Петра I. Живописное место, содружество ярких талантов и потребность делиться своими эмоциями привела к тому, что за 2 месяца было создано около 30 полотен. Этот бесценный багаж вернулся вместе с мастером на родину в Удмуртию.

Анатолий Русских – художник-поэт, выбравший свой собственный стиль в живописи. Его картины впечатляют: автор достиг той степени мастерства, когда нарисованный пейзаж оживает. Это не просто рисунок природы, это пейзаж-портрет. Анатолий Тихонович писал характер обыденных вещей, сливая отдельные ноты в слаженную песню. От созерцания картин получаешь не только зрительные, но и тактильные ощущения: чувствуются порывы ветра, рябь воды, теплый солнечный свет и запах луговой травы. Родное село Мултан питает энергией художника: каждая новая встреча, по его словам, наполняет множеством чувств, которые находят отражение на холсте. Земля дает силы. Односельчане, наблюдавшие за работой, изумлялись, почему вся красота привычных мест была им недоступна, пока не была отражена на холсте. В этом и заключался главный талант художника: переносить обыденность на холст без приукрас, но таким образом, чтобы незаметная ранее красота становилась доступной зрителю. Приглушенные тона и сдержанность не мешали раскрытию замысла, а наоборот, акцентировали внимание на содержании.

«Апрель», 1978 г.: пруд в окружении берез и елей. Серое, низко нависающее небо, отраженное в воде. Весна наступает робко и несмело – во всем видны недавние следы зимы.

«Баньки у реки»: 2 небольших домика, стоящих возле речки в окружении густого леса. Темная вода, насыщенная зелень, тропинка в густой траве. Тягучее плавное течение воды и ожидание того, что вот-вот на тропинке кто-нибудь появится.

«Осень», 1996 г.: озеро, чистое голубое небо, желтые березы в отдалении, легкая рябь по воде. Ожидание журавлиных клиньев, улетающих вдаль. Последние ясные деньки, когда лето еще не до конца отступило.

«Выпал первый снег», 1995 г.: хижина, стог сена в отдалении, забор, украшенный снежными шапками, вереница зверей. Тяжелые зеленые ели вдалеке. Холод, который загоняет в дом – зима начинается.

Каждая картина обладает своим ритмом и динамикой: никогда не знаешь, как развернется сюжет – вширь, охватывая горизонты, или вверх, освещая перспективу. Принцип, которым руководствуется художник – правильно нанести первый мазок: остальные лягут сами как должно.

Отдельной вехой творчества стала серия работ, написанная в творческой командировке на Урал. Эта земля с детства манила его – большое влияние оказали прочитанные рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка. Вдвоем с художником и другом С. Н. Виноградовым они исступленно писали, приводя в недоумение местных жителей. Погода стояла ветреная и дождливая, не располагающая к длительным сессиям. Итогом работ стало создание цикла картин, посвященных уральской природе. Самым сильным было «Янтарное ожерелье берегов Вишеры». Именно оно удостоилось чести быть размещенной на страницах энциклопедии русских художников XX века.

Помимо насыщенной творческой жизни, вел и общественную. Главная заслуга Анатолия Тихоновича Русских на посту главы Союза художников Удмуртии – это открытие выставочного зала в Ижевске на улице Пушкинской. Он функционирует до сих пор.

Многие работы мастера хранятся в музеях и частных коллекциях. Полотна за авторством Анатолия Тихоновича Русских участвовали во многих выставках: российских и региональных: за все время их было больше десятка. И продолжают экспонироваться сейчас, после его смерти.

Картины автора

Вечер

Вечер

Русских Анатолий Тихонович, 1981
Весна

Весна

Русских Анатолий Тихонович, 1982
МСТА

МСТА

Русских Анатолий Тихонович, 1978
Гальяны

Гальяны

Русских Анатолий Тихонович, 1985
Весна

Весна

Русских Анатолий Тихонович, 1978
Весенний вечер

Весенний вечер

Русских Анатолий Тихонович, 1994
Дома на бугре

Дома на бугре

Русских Анатолий Тихонович, 3
Мултан

Мултан

Русских Анатолий Тихонович, 1978
В поле

В поле

Русских Анатолий Тихонович, 1973